Авиакомпания Norwegian Air Shuttle представляет собой наглядный пример того, как нужно построить успешный бизнес, используя предоставляющиеся возможности.
За период с 1993 по 2008 гг. Norwegian Air Shuttle превратилась из маленького регионального перевозчика в крупнейшую бюджетную авиакомпанию Северной Европы, с успехом преодолев экономические кризисы и конкурентные битвы европейских дискаунтеров.
История
Авиакомпания Norwegian Air Shuttle начала полеты в 1993 г. Владея парком из трех турбовинтовых самолетов Fokker 50, компания обеспечивала подвозку пассажиров из маленьких городков Западной Норвегии в Берген к магистральным рейсам авиакомпании Braathens, которая полностью выкупала все места на выполняемых рейсах. Таким образом Norwegian Air Shuttle безубыточно проработала почти 10 лет, пока в 2002 г. Braathens не была поглощена скандинавским гигантом SAS — Scandinavian Airlines и контракт на перевозку пассажиров с Norwegian Air Shuttle был расторгнут.
Перевозчик встал перед выбором: либо полностью прекратить свою деятельность, либо начать создавать собственную маршрутную сеть. В итоге авиакомпания решила заменить турбовинтовые Fokker 50 на реактивные Boeing 737-300 и, используя модель низкорасходных перевозок без излишеств (no-frills, low-cost), открыть собственные регулярные рейсы из Осло в крупнейшие города Норвегии — Берген, Ставангер, Тронхейм и Тромсе.
Выбрав для своего бюджетного брэнда более короткое название — Norwegian, авиакомпания начала полеты в обновленном виде в сентябре 2002 г. Чтобы обеспечить низкие эксплуатационные расходы, перевозчику было необходимо резкое увеличение объемов и Norwegian с успехом реализовала свою стратегию стремительного роста, увеличив объем перевозок с 1,1 млн пассажиров в 2003 г. до 7,5 млн в 2008 г.
Используя возможности
Успеху Norwegian в немалой степени способствовало умелое использование возможностей, которые предоставлял рынок. В 2005 г. близлежащая с Норвегией Польша вступила в Евросоюз. Хлынувший в страны Европы поток рабочей силы создал в Польше новый большой рынок авиаперевозок, и Norwegian сумела вовремя подхватить поток, открыв несколько рейсов из Варшавы в страны Скандинавии.
В 2007 г. Norwegian вышла на рынок соседней Швеции, купив у Finnair бюджетную авиакомпанию FlyNordic. Переименованная в Norwegian.se, авиакомпания сегодня обслуживает сеть внутренних авиалиний в Швеции, а также отдельные маршруты из Швеции в страны Европы.
Последним примером быстрой реакции на предоставляющиеся возможности стало решение авиакомпании открыть новую базу в Копенгагене, принятое в октябре 2008 г. уже через пару дней после банкротства Sterling Airlines, что позволило Norwegian быстро подхватить наиболее прибыльные маршруты разорившегося датского дискаунтера.
Бизнес-модель
Norwegian Air Shuttle построила модель своего бизнеса, взяв за основу классическую схему перевозок без излишеств и адаптировав ее к ориентированному на качество скандинавскому потребителю.
Авиакомпания концентрируется на минимизации расходов: использует самолеты только в монокомпоновке экономического класса, не предоставляет бесплатно газеты, воду и напитки, предлагает простую и понятную структуру тарифов. Norwegian обеспечивает высокую производительность — максимальный оборот самолетов в аэропортах составляет всего 25 минут.
В то же время основные клиенты авиакомпании — это пассажиры, путешествующие по служебным делам. И потому Norwegian летает только в основные аэропорты, продает билеты через все возможные каналы и обеспечивает перегрузку багажа при полетах с пересадкой. Norwegian привлекает бизнес-пассажиров за счет высокой частоты полетов. Авиакомпания выполняет в среднем по 7-8 рейсов в день на авиалиниях между крупными городами Скандинавии, а также линиях из Скандинавии в основные деловые центры Европы.
Новые технологии
В постоянном стремлении сокращения расходов и получения дополнительных доходов Norwegian относится к пионерам во внедрении инновационных технологий. Ближайшими задачами специально созданного филиала компании, Call Norwegian, является внедрение новых коммуникационных сервисов — регистрации на рейсы через интернет и мобильные телефоны, предоставление доступа к сотовой связи во время полета и т.п.
В 2007 г. Norwegian отметилась самым крупным в истории скандинавских стран единовременным заказом на самолеты: 84 Боинга-737-800 (42 твердых заказа + 42 предварительных) должны по подписанному контракту поступить в авиакомпанию с 2009 по 2014 гг., полностью заменив флот из Боингов-737-300 и доставшихся от Fly Nordic MD-80.
«Мы постоянно пытаемся обнаружить то, что будет работать у нас. Любая компания всегда должна быть гибкой и быстро адаптироваться к рынку, но мы всегда бдительно следим за тем, что бы при этом не создавать сложностей, так как сложности всегда добавляют расходы», — говорит Bjorn Kjos, бессменный лидер Norwegian Air Shuttle с момента ее преобразования в low-cost авиакомпанию в 2002 г. И эти слова — лучшая характеристика успешной стратегии норвежского перевозчика.
Алексей Марчуков, апрель 2009