Сегодня не все low cost авиакомпании похожи друг на друга. За последние два десятилетия бурного роста во всем мире появилось более 100 новых авиакомпаний, начавших полеты по принципам low cost — low fare (низкие расходы — низкие тарифы). Некоторые классические авиакомпании под давлением конкуренции также изменили свои бизнес модели, превратившись в авиакомпаний-дискаунтеров. Появление новых и развитие существующих авиакомпаний разнообразят модель бизнеса на основе низких расходов.
Можно выделить следующие типы бюджетных авиакомпаний: классические (следующие изначально созданной концепции полетов), с излишествами (с некоторыми добавленными услугами), лоу-кост компании с повышенным уровнем сервиса, лоукостеры для бизнес-пассажиров и дальнемагистральные бюджетные авиакомпании.
Рассмотрим все типы лоукостеров поподробнее.
1. Классический Low Cost
Классическая бизнес-модель авиакомпании Low Cost — это концентрация усилий на снижении расходов всеми возможными средствами. Полеты во второстепенные аэропорты, полное отсутствие бесплатного сервиса в воздухе и на земле, уменьшенный шаг кресел в салоне самолета и т.п.
К таким авиакомпаниям применяется определение «no frills» (без излишеств). При полете с ними нужно быть готовым к тому, что Вам придется носить с собой багаж в самолет, платить за воду, не получить ни копейки при отказе от полета. Но зато и цены на авиабилеты в таких авиакомпаниях — самые низкие.
Low cost авиакомпании, использующие такую модель — американская Southwest, европейская Ryanair, азиатская AirAsia. Такую модель бизнес использует и российский лоукостер Победа.
2. Low Cost с излишествами
Некоторые бюджетные авиакомпании находят, что выгоднее предложить некоторый сервис, чтобы привлечь более состоятельные и требовательные категории категории пассажиров. Такие авиакомпании могут летать из крупных известных аэропортов, выдавать бесплатно воду и легкие закуски, предлагать транзитные перелеты через хабовые аэропорты и т.п.
Примеры таких перевозчиков — британская easyJet, американская Frontier.
3. Супер Low Cost
Ряд бюджетных авиакомпаний при минимуме сервиса предлагают своим пассажирам высочайший уровень комфорта в полете — новые самолеты, кожаные кресла, сверхсовременная система развлечений на борту, включающая индивидуальные мониторы в каждом кресле, телевидение и интернет. Авиабилеты на рейсы таких авиакомпаний дороже, но зато комфорт в полете даже выше, чем у большинства традиционных перевозчиков.
К таким авиакомпаниям относятся — американская JetBlue, канадская WestJet.
4. Бизнес Low Cost
В середине 2000-х годов появилось несколько авиакомпаний-дискаунтеров нового типа, предлагавших дешевые перелеты в салоне бизнес-класса. Авиакомпании MaxJet, L’Avion, Silverjet, Oasis Hong Kong осуществляли полеты на дальние расстояния (Европа-США, Европа-Азия, Азия-США) на самолетах, оснащенных салонами бизнес-класса. Иногда также использовались самолеты, имеющие только бизнес-класс на борту.
Принцип такой модели заключался в привлечении «деловых» пассажиров, которым предлагался многочасовой перелет в бизнес-классе на 30-50% дешевле, чем у крупных национальных авиакомпаний. Однако первые авиакомпании такого типа не выдержали конкуренции с традиционными перевозчиками и были вынуждены одна за другой прекратить свою деятельность. В настоящее время полеты продолжает выполнять лишь французская OpenSkies.
5. Дальнемагистральный Low Cost
Последние эксперименты с бюджетной моделью перевозок — специализированные low-cost авиакомпании для дальнемагистральных маршрутов. Такие перевозчики предлагают низкие тарифы на популярных межконтинентальных авиалиниях, предлагая минимум бесплатного сервиса. Низкие эксплуатационные расходы обеспечиваются за счет однотипности самолетов, высокой производительности и сокращению издержек на продажу авиабилетов.
Первые авиакомпании такого типа появились в Юго-Восточной Азии и Австралии — AirAsia X, Jetstar.
Low cost авиакомпании постоянно развиваются и совершенствуются и сайт Fly Low Cost следит за происходящими изменениями.
Алексей Марчуков, 2007-2019 гг.