Ryanair (Райанэйр) — это авиакомпания, которая определяет сегодня направление развития бюджетных авиалиний в Европе. Первой на континенте применив концепцию Low Cost, авиакомпания за 10 лет превратилась из скромного регионального перевозчика в Ирландии в крупнейшую авиакомпанию на внутриевропейских маршрутах. Ryanair показала яркий пример того, насколько успешным может быть вовремя принятое правильное решение.
Авиакомпания Ryanair выполнила первые рейсы в 1985 г., представляя собой крохотную авиакомпанию — «домашний» бизнес семьи Ryan. Начав полеты по дешевым тарифам между ирландскими городами и Лондоном, авиакомпания через 5 лет была близка к банкротству, не сумев получить прибыль ни за один год деятельности. Назначение в 1990 году на пост директора авиакомпании талантливого новатора и оратора Майкла Олири (Michael O’Leary) стало поворотным пунктом в истории компании. Олири с коллегами внимательно изучили и применили на практике бизнес-модель бюджетных перевозок американской Southwest Airlines. Ryanair стала первой «low fare/no frilles» (низкие тарифы/ без излишеств) авиакомпанией в Европе, положив начало low-cost революции на континенте. Следуя принципу «недостаточно быть на 10% дешевле, нужно быть дешевле на 90%» новая команда Ryanair провела коренную реструктуризацию авиакомпании, резко сократившую ее расходы. Замена флота на один тип самолета (тогда Боинг-737-200), отказ от 14 убыточных маршрутов и фокусирование лишь на 5 оставшихся, внутренняя реорганизация компании, значительное снижение и упрощение тарифов. Уже через год Ryanair в первый раз удалось получить прибыль.
Майкл Олири не раз подчеркивал, что авиакомпания Ryanair не изобретала собственную бизнес-модель, она лишь адаптировала стиль Southwest к Европе. Тем не менее, механизм сработал с тем же успехом. С 1990 года авиакомпания непрерывно увеличивает объемы перевозок на 20-30% в год, оставаясь при этом прибыльной. Сегодня Ryanair является второй в мире и крупнейшей в Европе low-cost авиакомпанией, лидером внутриевропейских авиаперевозок. Стратегия развития компании заключается в увеличении частот на действующих маршрутах, открытии ежегодно 4-5 новых авиалиний из каждого базового аэропорта и добавлении одной новой базы каждый год.
Самые низкие расходы — главное конкурентное преимущество Ryanair и ключевой элемент ее бизнеса. Авиакомпания жестко контролирует расходы, летает только в более дешевые второстепенные аэропорты, обслуживает единый флот из самолетов Боинг-737-800, предлагает только платный сервис на борту и в аэропорту.
Бюджетная авиакомпании Ryanair продолжает развивать свой успех, объявив в конце 2007 г. о своих масштабных планах дальнейшей экспансии. В 2008 г. авиакомпания откроет 50 новых маршрутов и создаст 3 новых базы во Франции и Румынии. К концу года маршрутная сеть Ryanair будет состоять из более 600 авиалиний, покрывающих всю территорию Европы.
Так это будет или нет мы сможем узнать уже через несколько лет. Пока можно быть уверенным лишь в том, что прогноз авиакомпании — перевозить к 2012 году 70 миллионов пассажиров в год, окажется верным.
Алексей Марчуков, март 2008