Успешные компании можно разделить на две категории: те, которые делают свою работу лучше других и те, которые сами устанавливают «правила игры».
JetBlue Airways (Джет Блу Эйрвэйз) — яркий представитель последней группы.
С самого первого полета 11 февраля 2000 г. JetBlue применила модель малобюджетной авиакомпании и перевернула ее сверху донизу. Униформа персонала от стильного дизайнера, полный набор автоматизации (электронный билет, продажа через интернет, киоски саморегистрации), широкие кожаные кресла и «живое» телевидение в салонах самолетов изменили представление пассажиров о том, какой должна быть бюджетная авиакомпания.
Бизнес JetBlue построен на двух основных принципах:
1. Иметь низкие расходы, снижать тарифы и стимулировать пассажиропоток;
2. Перевозить людей на новых самолетах в комфортабельных креслах с персональным телевизором и дружелюбным персоналом на борту.
JetBlue Airways сразу выгодно выделилась среди прочих американских авиакомпаний удобством и комфортом своих самолетов. Авиакомпания начала полеты на флоте, состоящем из новых Airbus A320, оснащенных 156 кожаными креслами экономического класса с увеличенной шириной (45 см) и пространством для ног (от 81 до 86 см). Несколько лет назад JetBlue также добавила в свой флот самолеты Embraer 190, что позволило ей включить в свою маршрутную сеть рейсы в небольшие города США.
Авиакомпания умело сочетает на борту платный и бесплатный сервисы. Рядом с бесплатным телевидением предлагается прокат видеофильмов. Рядом с бесплатными водой, чипсами и легкими закусками предлагаются на продажу высококачественные вина по невысокой цене. Авиакомпания практически никогда не отменяет и не задерживает рейсы, не перепродает места в самолете и имеет минимальные показатели потери багажа. Все это
Когда Дэвид Нилеман (David Neeleman) объявил в 1999 г. о своих планах создать новую авиакомпанию, он сказал, что собирается вернуть в авиапутешествия человечность. Хотя слово «человечность» каждый может понимать по-своему, определенно можно сказать, что JetBlue принесла пассажирам кое-что, чего не было никогда ранее, и заставила конкурентов также улучшить свой сервис. И главный победитель в этом — пассажир.
Алексей Марчуков, август 2008