Авиакомпания AirAsia (Эйр Айжа или Эйр Азия) — самый яркий пример успеха авиакомпании low cost за последнее пятилетие.
Количество авиалиний, обслуживаемых AirAsia выросло с 6 в январе 2002 до 75 в феврале 2007 г. С момента преобразования авиакомпании в low cost перевочика в (январь 2002 г.) она постоянно была прибыльной. По итогам 2006 г. авиакомпания перевезла 5,7 миллиона пассажиров, получила прибыль в $66,1 млн. Сегодня AirAsia имеет самые низкие в мире удельные расходы в размере 2,2 цента США на кресло-километр (следом идет Ryanair с расходами в 4,3 цента). Это дает возможность авиакомпании продавать билеты по самым низким в мире тарифам (средний тариф в 2006 г. составил $48), оставаясь при этом прибыльной.
По состоянию на 2007 год AirAsia обслуживает бюджетные авиалинии в Юго-Восточной Азии тремя авиакомпаниями: AirAsia в Малайзии, Thai AirAsia в Таиланде и Indonesia AirAsia в Индонезии.
Успех AirAsia примечателен тем, что достигнут не благодаря, но вопреки обстоятельствам. История авиакомпании началась в 1996 г., когда AirAsia, используя традиционную модель, начала полеты на нескольких маршрутах в Малайзии. Авиакомпания постоянно несла убытки и в 2001 г. была продана всего за 26 центов с багажом долгов в $11 млн. Когда новые владельцы компании — топ-менеджер Warner Brothers Тони Фернандес с 4 партнерами объявили о намерении преобразовать AirAsia в эффективную low cost авиакомпанию, все посчитали их сумасшедшими. Жесткое квотирование полетов на внутренних авиалиниях, противодействие со стороны национального перевозчика — Malaysia Airlines, невозможность выйти на международные авиалинии, низкий уровень доходов населения и спроса на авиаперевозки, неразвитость интернета. Кроме этого — общемировой спад перевозок после терактов в Нью-Йорке, эпидемия SARS в Юго-Восточной Азии, стремительный рост цен на авиатопливо.
Истории AirAsia уникальны. 70-летний пастух из провинции, никогда ранее не летавший, сегодня становится частолетающим пассажиром. Люди, не имеющие доступа к интернету, идут к друзьям или в интернет-кафе специально для того, чтобы купить билет на самолет. Каждый рядовой офисный служащий AirAsia имеет возможность за счет компании обучиться и стать пилотом A320.
Авиакомпания AirAsia первой в мире начала продажу авиабилетов через мобильные телефоны (которые, в отличие от интернета, есть в Малайзии почти у каждого). За последние два года почти весь самолетный парк авиакомпании заменен с Боингов на более экономичные и вместительные Airbus A320. В ноябре 2008 г. AirAsia начала дальнемагистральные бюджетные перевозки из Малайзии в Австралию и Европу на рейсах специально созданной авиакомпании AirAsia X.
К 2013 г. AirAsia планирует иметь 159 самолетов и ежегодно перевозить 54 млн пассажиров. Сегодня уже никто не сомневается, что эти планы будут реализованы.
Алексей Марчуков, ноябрь 2007