Авиакомпания AirAsia (Эйр Айжа или Эйр Азия) — самый яркий пример успеха авиакомпании low cost за последнее пятилетие.
Количество авиалиний, обслуживаемых AirAsia выросло с 6 в январе 2002 до 75 в феврале 2007 г. С момента преобразования авиакомпании в low cost перевочика в (январь 2002 г.) она постоянно была прибыльной. По итогам 2006 г. авиакомпания перевезла 5,7 миллиона пассажиров, получила прибыль в $66,1 млн. Сегодня AirAsia имеет самые низкие в мире удельные расходы в размере 2,2 цента США на кресло-километр (следом идет Ryanair с расходами в 4,3 цента). Это дает возможность авиакомпании продавать билеты по самым низким в мире тарифам (средний тариф в 2006 г. составил $48), оставаясь при этом прибыльной.
По состоянию на 2007 год AirAsia обслуживает бюджетные авиалинии в Юго-Восточной Азии тремя авиакомпаниями: AirAsia в Малайзии, Thai AirAsia в Таиланде и Indonesia AirAsia в Индонезии.
Преобразование
Успех AirAsia примечателен тем, что достигнут не благодаря, но вопреки обстоятельствам. История авиакомпании началась в 1996 г., когда AirAsia, используя традиционную модель, начала полеты на нескольких маршрутах в Малайзии. Авиакомпания постоянно несла убытки и в 2001 г. была продана всего за 26 центов с багажом долгов в $11 млн. Когда новые владельцы компании — топ-менеджер Warner Brothers Тони Фернандес с 4 партнерами объявили о намерении преобразовать AirAsia в эффективную low cost авиакомпанию, все посчитали их сумасшедшими. Жесткое квотирование полетов на внутренних авиалиниях, противодействие со стороны национального перевозчика — Malaysia Airlines, невозможность выйти на международные авиалинии, низкий уровень доходов населения и спроса на авиаперевозки, неразвитость интернета. Кроме этого — общемировой спад перевозок после терактов в Нью-Йорке, эпидемия SARS в Юго-Восточной Азии, стремительный рост цен на авиатопливо.
Однако новые владельцы авиакомпании имели другое мнение: страна с растущей экономикой и населением в 20 миллионов путешествуют на автобусах на дальние расстояния (в то время летали только 6% населения). Чтобы пересадить людей на самолеты нужно лишь снизить тарифы до уровня автобусных. А чтобы получать при таких тарифах прибыль — нужно иметь самые низкие в мире расходы, самую высокую в мире производительность и самый мотивированный персонал. Сегодня AirAsia добилась всего этого.
Истории AirAsia
Истории AirAsia уникальны. 70-летний пастух из провинции, никогда ранее не летавший, сегодня становится частолетающим пассажиром. Люди, не имеющие доступа к интернету, идут к друзьям или в интернет-кафе специально для того, чтобы купить билет на самолет. Каждый рядовой офисный служащий AirAsia имеет возможность за счет компании обучиться и стать пилотом A320.
Авиакомпания AirAsia первой в мире начала продажу авиабилетов через мобильные телефоны (которые, в отличие от интернета, есть в Малайзии почти у каждого). За последние два года почти весь самолетный парк авиакомпании заменен с Боингов на более экономичные и вместительные Airbus A320. В ноябре 2008 г. AirAsia начала дальнемагистральные бюджетные перевозки из Малайзии в Австралию и Европу на рейсах специально созданной авиакомпании AirAsia X.
Религия Low Cost
По словам главы группы авиакомпаний AirAsia Тони Фернандеса «каждый может запустить low cost авиакомпанию, это не является секретным рецептом. Гораздо труднее сделать многих людей приверженными этой культуре. Low Cost — это почти как религия».
К 2013 г. AirAsia планирует иметь 159 самолетов и ежегодно перевозить 54 млн пассажиров. Сегодня уже никто не сомневается, что эти планы будут реализованы.
Алексей Марчуков, ноябрь 2007