Лоукостеры

Ryanair - скоро билеты станут бесплатными

Ryanair - крупнейшая бюджетная авиакомпания Европы. Фото - Rafael Alvarez Cacho.Ryanair (Райанэйр) - это авиакомпания, которая определяет сегодня направление развития бюджетных авиалиний в Европе. Первой на континенте применив концепцию Low Cost, авиакомпания за 10 лет превратилась из скромного регионального перевозчика в Ирландии в крупнейшую авиакомпанию на внутриевропейских маршрутах. Ryanair показала яркий пример того, насколько успешным может быть вовремя принятое правильное решение.

Начало.
Авиакомпания Ryanair выполнила первые рейсы в 1985 г., представляя собой крохотную авиакомпанию - "домашний" бизнес семьи Ryan. Начав полеты по дешевым тарифам между ирландскими городами и Лондоном, авиакомпания через 5 лет была близка к банкротству, не сумев получить прибыль ни за один год деятельности. Назначение в 1990 году на пост директора авиакомпании талантливого новатора и оратора Майкла Олири (Michael O'Leary) стало поворотным пунктом в истории компании. Олири с коллегами внимательно изучили и применили на практике бизнес-модель бюджетных перевозок американской Southwest Airlines. Ryanair стала первой "low fare/no frilles" (низкие тарифы/ без излишеств) авиакомпанией в Европе, положив начало low-cost революции на континенте. Следуя принципу "недостаточно быть на 10% дешевле, нужно быть дешевле на 90%" новая команда Ryanair провела коренную реструктуризацию авиакомпании, резко сократившую ее расходы. Замена флота на один тип самолета (тогда Боинг-737-200), отказ от 14 убыточных маршрутов и фокусирование лишь на 5 оставшихся, внутренняя реорганизация компании, значительное снижение и упрощение тарифов. Уже через год Ryanair в первый раз удалось получить прибыль.

Развитие.
Майкл Олири не раз подчеркивал, что авиакомпания Ryanair не изобретала собственную бизнес-модель, она лишь адаптировала стиль Southwest к Европе. Тем не менее, механизм сработал с тем же успехом. С 1990 года авиакомпания непрерывно увеличивает объемы перевозок на 20-30% в год, оставаясь при этом прибыльной. Сегодня Ryanair является второй в мире и крупнейшей в Европе low-cost авиакомпанией, лидером внутриевропейских авиаперевозок. Стратегия развития компании заключается в увеличении частот на действующих маршрутах, открытии ежегодно 4-5 новых авиалиний из каждого базового аэропорта и добавлении одной новой базы каждый год.

Самые низкие расходы - главное конкурентное преимущество Ryanair и ключевой элемент ее бизнеса. Авиакомпания жестко конролирует расходы, летает только в более дешевые второстепенные аэропорты, обслуживает единый флот из самолетов Боинг-737-800, предлагает только платный сервис на борту и в аэропорту.

Michael O'Leary - реформатор и многолетний лидер авиакомпании RyanairЗа годы своего развития Ryanair отметилась целым рядом стратегических решений, принесшим авиакомпании большую выгоду. Самым ярким из них был заказ 100 самолетов у корпорации Боинг в 2002 году, в самый разгар кризиса отрасли, когда террористические атаки в Нью-Йорке 11 сентября 2001 г. вызвали резкое падение спроса на авиаперевозки и снижение цен на самолеты. Другими примерами "мудрости" компании стали практика предварительной оплаты авиатоплива по фиксированным ценам (которые затем выросли в несколько раз) и выход на рынок авиаперевозок Восточной Европы сразу после вступления новых стран в Евросоюз.

Будущее.
Бюджетная авиакомпании Ryanair продолжает развивать свой успех, объявив в конце 2007 г. о своих масштабных планах дальнейшей экспансии. В 2008 г. авиакомпания откроет 50 новых маршрутов и создаст 3 новых базы во Франции и Румынии. К концу года маршрутная сеть Ryanair будет состоять из более 600 авиалиний, покрывающих всю территорию Европы.

Авиакомпания Ryanair - бюджетные авиалинии в ЕвропеГоворя о Ryanair нельзя не отметить еще одну деталь. Почти 20% всех доходов авиакомпания получает от продажи дополнительных услуг, что является самым высоким показателем в мире. Продажа страховых полисов, лотерейных билетов, мест в отелях, питания на борту, аренда автомобилей, плата за сверхнормативный багаж, реализация рекламных площадей в самолетах и многое другое - все это не менее важная составляющая доходов авиакомпании, как и сами авиаперевозки. Уверенный рост дополнительных доходов позволяет лидеру компании Майклу Олири делать смелые заявления, что со временем авиабилеты на рейсы Ryanair станут бесплатными, а авиакомпания будет получать доход от других источников.

Так это будет или нет мы сможем узнать уже через несколько лет. Пока можно быть уверенным лишь в том, что прогноз авиакомпании - перевозить к 2012 году 70 миллионов пассажиров в год, окажется верным.

Алексей Марчуков, март 2008 г.

Подробно об авиакомпании Ryanair

Читать статьи про других лоукостеров